В жизни каждого нормального мальчика наступает пора, когда он испытывает безумное желание пойти куда-нибудь и порыться в земле, чтобы выкопать спрятанный клад.
(Том Сойер, автор - Марк Твен)
Основная стихия - Земля.
Когда любишь взаимодействовать с кем-то или чем-то то в физическом мире хочется быть физически ближе. Отсюда у гномов низкий рост - быть ближе к Земле.
Глаза - карие, под цвет Земли.
Носили преимущественно тяжелые доспехи (может быть все поголовно, нет точной информации) - опять же, больше элемента Земли на себе (какой-либо металл), как следствие телосложение крепкое, больше сильные, чем ловкие.
Поскольку основное занятие это производство различных изделий из металла и драгоценных камней жили соответственно тем местам, где их можно было найти. Основной инструмент - молот. Им куются изделия, им же в случае чего и оборонялись.
Изобилие и плодородие - два свойства стихии Земля. Гномы производили одни из лучших по качеству изделий и могли сами устанавливать цены на них, поэтому в нормальных условиях жили припеваючи. Это касается и питания (изобилие) - гномы любители поесть (подобное телосложение требует достаточного количества пищи, мышцы из воздуха не растут). Также с сексуальной частью жизни все отлично (плодородие).
Борода у гномов тема для дипломной работы как дополнительный инструмент взаимодействия с миром. Волосы являются мини-антенками, т. е. более хорошо чувствуется окружающий мир, также на них как бы налипает информация. Пример - если после какого-то события подстричься, то оно проще отпустится от себя (что хорошо в случае если событие было плохим и плохо, если оно было чем-то счастливым; условно). Вероятно борода была как-то задействована в процессе поиска полезных минералов и камней (проще говоря интуиция срабатывала через волосы-антенки; такой же орган чувств, как и зрение, слух и др.).
Поскольку основная часть жизни это добыча и обработка полезных ископаемых, то и зрение лучше видит в темноте, либо в приглушенном свете, чем на ярком.
Изначальные причины войн с гномами вероятно было нежелание вручать сильное оружие кому попало. Как следствие этого добра скопилось много и... в общем, какой смысл что-то производить чтобы оно пылилось где-то никому не нужное? Отсюда и пошли проклятия на сокровищах (вещь обладает небольшой частичкой, вложенной в нее создателем - отсюда выражение душу вкладывать, это не сильно влияет если одна вещь пылится без пользы дела, но если их много...).
То есть одно дело когда что-то изготавливает мастер (с адекватной энергетикой), сам участвуя в процессе творения и совсем другое когда вещь на конвеере клепает бездушный механизм почти без участия людей.