Зачем учиться творчеству
Добавлено: 30 июл 2021, 14:42
Когда живёшь обычной жизнью - может показаться что нет причин для занятий творчеством. Творчество определённо будет восприниматься как какая-то сложность, в которую надо вкладывать время и деньги, а вот что будет за это - вам не расскажет никто из вашего окружения. А кто и расскажет - разве это будет авторитетным мнением, чтобы всё бросить и побежать просвещаться? Скорее подумаете что это его путь, его интерес, а к вам это не относится.
Скажу про свой скропостижный опыт в этом деле. Музыкантом я стал внезапно и это случилось меньше чем полгода назад. Получил кайф от пары аккордов на балалайке, снял про это видео - и понеслось. Дальше интерес переполз на клавишные, много и вкусно тренируюсь до сих пор, даже поиграл в группе, а потом даже успел немного попреподавать - в итоге получил понимание что происходит с каждым начинающим и уже начавшим .
Каждый начинающий учиться музыке должен зацепиться за источник интереса. Тут вдохновитель поможет только если слух доставляет такие эмоции, что западаешь на уже готовые произведения. Тогда интерес слушания можно переправить в интерес исполнения, но есть и много вариантов типа моего, когда энергии нет и цепляться надо уже не за слушаемое, а пробовать каждый инструмент руками, находя зацеп на интерес. Таким образом можно вытащить и из глубокой хандры, уверен в этом. Поэтому очень к месту пришёлся мой склад инструментов, которые я хомячил всю жизнь. Оказалось очень полезно и не зря собирал.
Преподавая музыку приходится сталкиваться с одной и той же историей с каждым начинающим: у всех внимание изначально сидит в голове. В разуме. В уме. И задача всегда стоит - вытащить это внимание наружу.
Научить нотам, длительностям, записи на бумагу, нахождения всего этого на клавишах, грифе или что там есть - легко, ибо теория музыки - понимается умом. Но как только начинается практика - начинается война: внимание не хочет выходить из комфортной зоны ума. Начинается самокопание, самоуничтожение, самопереоценка, психовочные движения выражения собственной ошибочности... Но мы тянем внимание погулять: при игре внимание должно быть в узрении нот на бумаге, в скоординированной моторике пальцев, в обратной связи слушания что играешь.
Из техники мы знаем, что устройства обработки звука должны иметь достаточно серьёзный ресурс вычислительной мощности чтобы не было искажений. Потому ценятся аналоговые устройства - они меньше всего вносят искажений. Цифровая техника привязана к частоте дискретизации, а если мы говорим о компьютерах или планшетах, то речь идёт ещё и о правильном распределении приоритета выполнения обработки звука. Даже есть такой термин - операционная система реального времени - такая, в которой для одной ответственной задачи может быть выделен максимальный ресурс без права его прерывания. Например, такой операционкой была IOS при Джобсе. На компе всем известен DOS, хотя есть и более современные. В этом смысле Windows держит популярность больше из-за избытка вычислительной мощности железа, хотя это не операционка реального времени.
Специально описал технический аналог, чтбы стало понятно - занятие музыкой - это минимально тройная нагрузка на ресурсы человека. И на это дело нужны навыки, умение контролировать внимание.
За короткий промежуток времени нужно уметь прочитать с листа что сыграть, быстро сообразить как это сыграть, разложить во времени ритмически, соблюсти точность этой ритмики во время игры, особенно если играешь с кем-то или под готовый трек, контролировать динамику, чтобы громкость каждой ноты соответствовала требованиям нот или вкладывалась в картину произведения. С этой красотой задача лишь усложняется - не всегда могут быть ноты, часто партию нужно запомнить, а динамику ловить, слушая остальных.
А в совсем запущенномпродвинутом случае - нужно схватывать тональность и гармонию на слух и строить свою импровизированную партию на ходу. А это всё - снова тренировка в задействовании ресурсов. Процессор ума переходит от наслаждения собой к реальной работе. Нагрев гарантирован!
Любое творчество - это работа со вниманием на повышенной мощности. Если мы учимся контролировать внимание - мы сразу же используем это в своих энергоинформационных целях: это ведь ещё и контроль энергии, кнотроль своей воли. Мы получаем этот контроль как побочный результат от делания красоты. А потом оказывается что нами уже не могут управлять внешние случайности, мы не разбрасываем свои ресурсы на провокации, так как знаем им цену. И при чём, казалось бы, тут музыка?
Ценность творчества становится понятна уже по факту умения. Полноценность жизни в результатах творческого развития не оставляет сомнений в нужности этого опыта. Но другим объяснить это сложно, так как если нет контроля над вниманим и волей - они вас просто не услышат.
Картинка от Houraisan Choko