
Сами знаете что сейчас у многих внутренний диалог пропал, мысли под контролем стали. Ну у кого ещё нет - скоро тоже так будет. И меня начинают спрашивать про интуицию, потому что я всегда говорю что интуиция - это мышление ощущениями без слов. Многие не понимают как можно мыслить без слов. Но этот вид мышления на самом деле давно известен по творчеству и кто творил - тот знает что далеко не всё описывается словами, далеко не всё нужно вообще держать в голове. Образ не в голове в памяти хранится, он если сформирован кем-то - просто висит и его можно "вспомнить", а точнее - считать в виде ощущения и превести навыком в что-то физически видимое.
Сами прикиньте: если музыкант играет концерт на 3 часа - он должен помнить свои партитуры всех песен и если мы даже замечаем какие-то шпаргалки - там чаще всего гармонические ходы, но не больше. Даже когда учишь какое-то произведение сам - в памяти остаются не ноты, а ощущение непрерывной моторики со звуковой обратной связью. С барабанами это очень наглядно и там больше возможностей менять играемое по ходу пьесы нисколько не вредя настроению. То есть первично - ощущение, которое мы выражаем и там нет слов. Музыку исказили введя обязательное чтение с листа для оркестрантов: в этом случае есть чтение нот, внимание смещено на быструю реакцию перевода в моторику игры написанного - здесь уже не остаётся места для выражения ощущений и нужно чтобы музыкант был достаточно опытным, чтобы помнить свою партию, чтобы стать выразителем чувств.
У художников есть ощущение формы, которым они скользят по увиденному или сформированному образу - и могут его рисовать. Потому злыдни ввели в обиход искажённое слово "писать" применительно к картинам - для того, чтобы ободрать объёмное формовосприятие при рисовании, заменив его на последовательную примитивную технологию, аналогичную письму, что умеют все. Логично было бы считать писание картин - делом учеников, но владеющий ощущением формы - именно рисует.
Танец, полностью аналогично, является выражением объёмного динамического ощущения некоей истории и тоже не содержит слов. И точно так же из полноценного танца сделали хореографию - то есть "групповая запись", опять же вывернули на изнанку и то, что танец исполняет каждый лично с позиции понимания своей роли, и то, что это не запись, а достаточно свободная интерпретация ощущений, которую можно танцевать используя свои возможности хоть каждый раз по-разному.
Совершенно аналогичная ситуация в актёрском мастерстве: роли учат заранее, но помнят не столько тексты, сколько ощущения ситуаций, опираясь на которые с позиции образа своего героя выходит произносить свои реплики совершенно естественным образом, так как язык очень шаблонный и какой бы ни был образ героя - его суть будет описываться объёмом не больше "лексикона людоедки Эллочки" и это очень легко схватит даже начинающий актёр. Если же запоминать слова роли памятью - получатся "макарошки с пюрешкой" как профанация искусства.
Точно так же и все эти темы здесь - я часто пересказываю сотоварищам по нескольку раз, не всегда попадая в те же самые слова, но каждый раз донося один и тот же смысл. Хотя бывает и обратная ситуация, когда могу тему годовалой давности рассказать кому-то, а потом открыть текст и увидеть что как будто его прочитал - настолько написанное может быть упаковано именно в короткий словесный текст просто из соображений сжатия, чтобы в обратном порядке, потом быть из слов развёрнутым в ощущения.
В примерах выше видно ещё одно явление: часто творчество бывает не единоличным, а групповым. И свою партию, свою роль нужно укладывать в общий ритм, складываемый отдельным образом макроощущения целого хора, оркестра, труппы.
С каждым днём мы будем всё чаще встречаться именно с таким подходом к нашей деятельности во всех её видах. Потому что это естественный ход развития для всех людей, при этом он полностью неприменим к другим формам населения.
Картинка от Riyun